Общественный помощник Уполномоченного

по правам ребенка в Республике Башкортостан

по муниципальному району Белорецкий район

Коновалова Е.В.

проводит прием каждыйт понедельник 

с 10.00 часов до 12.00 часов по телефонной линии

8 (34792) 3-32-18

Школа русской культуры

Собор русских в Белорецком районе в тесном контакте со школой русской национальной культуры

К истокам. Практико-ориентированная модель школы русской национальной культуры.

Серегина В.А. директор школы русской национальной культуры, заслуженный учитель Республики Башкортостан. 

Небольшое село в Российской глубинке с непонятным названием Авзян. Можно подумать, что название региональное, но долгие поиски по различным башкирским наречиям, привели лишь к находке  созвучия слов: эужен в переводе с одного из наречий –ложбина, долина. На вид похоже: высокие вершины  седого Урала окружают это русское село, столетние ели,  сосны , лиственницы, пихты, дубы и березы  грозной стражей оберегают первозданность природы.

Неприметный уголок России                  

С неприметным именем –Авзян.

По утрам туман ложится синий,

С гор спускаясь, плачет  по полям.

Ничего приметного здесь нету:

Церковь, школа, колокольный звон…

О них и пойдет речь

ЦЕРКОВЬ

Исторической ценностью, истинным сердцем старинного поселения В-Авзян является  Казанско- Богородский  храм, возвращенный прихожанам в начале 90 годов. В советский период   там находился долгие годы местный Дом культуры. В Авзяне была обнаружена копия «Ведомости о церкви Казанской Божией Матери, 15-го благочинного округа, Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии в Верхне-Авзяно-Петровском заводе за 1912 год». Согласно этому документу Казанская церковь в Верхнем Авзяне была построена заводовладельцем дворянином Дмитрием Егоровичем Бенардаки. Это известный в  дореволюционной России и за пределами Российской Империи  предприниматель, экономист, меценат, благотворитель.  Большая часть его благотворительности достойна того,  чтобы о ней вспомнить, в силу непосредственной  причастности к  образованию в целом и к истории образования в Белорецком селе Верхний Авзян в частности.   Бенардаки был близко знаком  с Сергеем Аксаковым,  разговаривал на пяти языках. Основал «Общество вспомосуществования нуждающимся учащимся Второй Петербургской мужской гимназии». По воспоминаниям современников, благотворительность, была «одной из основных забот вечно занятого Бенардаки». Он основал и содержал «Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов», которое работало с детьми, осужденными за мелкие преступления. А ещё – общество «Помощь детям», при котором были ясли-приют, и множество других благотворительных, как бы сейчас сказали, фондов. По меньшей мере,  в  Белорецком  селе Верхний  Авзян   по сей день функционирует здание приходской школы, где сейчас находится действующий детский садик, и возвышается Казанско  -  Богородский храм, история которых напрямую связана с  именем  Дмитрия Бенардаки. Именно за благотворительность император Александр II, как известно, пожаловал Дмитрию Егоровичу Бенардаки звание потомственного дворянина.

 

ШКОЛА

Как гласит вышеуказанная «Ведомость», в Верхнем Авзяне было две церковноприходские школы. Именно они  заложили основу уникальной школы, заявившей о себе далеко за пределами ложбины, долины (эужен) -Верхний Авзян.  Число учащихся в школе все время  менялось, менялись названия, лозунги. Не менялась главная цель авзянского учительства - духовно-нравственное формирование личности, гражданина, патриота. Личности, потенциально готовой  к основанию общества  «вспомосуществования нуждающимся». Багаж академических знаний без  нравственных ориентиров на  подлинные  жизненные  отечественные ценности- даже если  и тяжел, однако пустопороден. Наполнить этот багаж ценностями по названным ориентирам – главная задача педагогов школы.

 Оказавшись после многочисленных реформ в вакуумном воспитательном пространстве, лишившись «номенклатурных идеалов», ведомые творческим поиском и нежеланием пропитаться косностью, руководствуясь  совестью, мы стали искать истинные основы образовательного процесса в традиционном образе жизни  народа. Другими словами, идеалом мы назначили народ и стали на него равняться.  Создали свой тип школы. Русскую школу. В порядке эксперимента как школу с этнокультурным компонентом, уравняв в правах с другими национальными школами, так успешно и повсеместно создававшимися в Республике Башкортостан. Ко всеобщему удовлетворению, эксперимент принес первые  удачи.  Школа получила официальный статус «школы русской национальной культуры». Не претендуя на роль первооткрывателей, мы опираемся на работу, проделанную специалистами, опыт республиканских, российских, зарубежных коллег. В то же время мы не ставим задачу детального историко-научного обоснования нашего эксперимента, а всего лишь делимся своим практическим опытом,  в первую очередь с практическими работниками образования.

 В народе говорят: « Новое - хорошо забытое старое».  Истоки многих современных приемов и методов образования уходят вглубь веков, а советы народной педагогики актуальны и сегодня. Именно возвращение к истокам, к народным традициям легло в основу образовательного процесса в школе с. Верхний Авзян. Традиции, помноженные на творческий подход, являются слагаемыми успеха. В первые годы поиска традиции рассматривались преимущественно как фольклор, к нему и сводилось основное культурное наследие. Тогда родился детский  фольклорный ансамбль «Калинушка»;  ансамбль ложкарей «Коробейники»; шумовой оркестр  народного творчества, музыкальными инструментами которого являются всевозможные подручные предметы как  то: коса, пила,  топор, грабли, утюг. Забавно. Весело. Танцевальный коллектив возродил Авзяно-Петровскую кадриль,  известен в республике и хор русской песни.

Решением Администрации Белорецкого района школе был присвоен официальный статус «Школа русской национальной культуры».  Любое решение должно иметь под собой теоретическую и правовую основу, поэтому тогда же появилась первая Программа развития Русской национальной школы, были внесены изменения в учредительные документы и локальные акты, адаптированы учебные программы. Как результат –школа одна из первых в районе-победитель конкурса инновационных учреждений, внедряющих передовые технологии, получила президентский грант   в 2006г.

Разработчики программы - творческая группа педагогов – энтузиастов, рассматривали всю структуру  образовательного процесса: обучение  всем предметам в начальной школе, в основной школе, старшей школе, воспитательная система русской школы. Во главу угла ставилась педагогика сотрудничества и создание единого образовательного пространства: семья- школа - детский сад - учреждения культуры - общественные и религиозные (прежде всего православные) организации. Программа охватывает весь временной годовой цикл, не ограничиваясь только периодами учебного года. В период летних каникул предусматривается организация лагеря дневного пребывания, имеется опыт  сотрудничества с временными летними детскими объединениями. Это прежде всего детское православное поселение «Преображение», создаваемое Отделом религиозного образования и катехизации Уфимской епархии,  «паломническая» экспедиция обучающихся  по заповедным уголкам Росси  Московского  «Лицея на Донской».  Русская национальная культура – это ядро образовательного процесса в Авзянской школе. Возникнув как идея, она потребовала своего материального воплощения и породила другую идею – создание школы - музея. Вот поэтому каждый учебный кабинет имеет свое лицо, свой неповторимый облик, и свое второе музейное назначение. В кабинете истории  - краеведческий музей, в кабинете биологии - образцы местной флоры и фауны, в кабинете географии  - коллекция минералов. А школьный коридор – вернисаж детского и учительского творчества.

Заявив о своей уникальности, школа привлекла внимание Российской ассоциации учителей - географов. Очередной всероссийский семинар ассоциации летом 2010 года был проведен в стенах этой  школы. Коллеги дали высокую оценку содержанию образования, увидев воочию результаты труда, насколько это возможно в нашей профессии.

            Положение школы на селе универсально, ведь сельская школа не имеет конкуренции на рынке образовательных услуг. Сельская школа для детей - это и общеобразовательная средняя, и гимназия, и лицей, и система дополнительного образования. Здесь можно овладеть резьбой по дереву, компьютерной грамотой, узнать богатую историю села, выяснить, какие песни пели прабабушки и прадедушки, и какой предмет кухонной утвари сто лет назад называли словом  «чапельник». Выяснить, донести до всех, оставить будущим поколениям.   

Можно ждать, когда же Бог пошлет кусочек сыра, а можно самим разрабатывать собственное образовательное меню, и идти не просто в ногу с современными образовательными инициативами, но и чуточку, хотя бы на шаг, впереди. Забегая вперед, скажу: мы привыкли шагать именно так. Совсем недавно все  СМИ  сообщали: «Владимир Путин дал задание правительству на подготовку закона для введения школьной формы в учебных заведениях России. В уставе школы будет прописано, что школьная  форма является обязательным атрибутом для школьников» В уставе нашей школы – прописано, что форма является обязательной для всех обучающихся уже  на протяжении нескольких лет. Далась нам форма не однозначно. Был объявлен конкурс среди учащихся, родителей,  на разработку возможных вариантов формы. Учреждены призы победителям: бесплатный пошив школьной формы, утвержденного образца. Справедливости ради надо сказать, приз не нашел своего победителя, хотя бесплатные школьные формы получили все дети из многодетных семей. Представленные проекты претерпели жесткую критику со стороны претензионной комиссии, состоявшей из представителей всех участников образовательного процесса. Создали  собирательную  модель школьной формы. На приобретение формы потребовалось времени около полугода и согласия ателье принять заказ к его срочному исполнению.  Обошлось без конкурсов и тендеров, так как заказы были индивидуальными, школьные кабинеты превратились на период летних каникул в примерочные - работники ателье периодически выезжали в школу для этих целей. И первого сентября поразительный подиум из 235 дефиле цвета бордо открылся глазу. Эта акция, пожалуй, оказалась  самой  финансовоемкой в нашем проекте, но все довольны. Красиво. Удобно. Тепло. Не дорого. С учетом вкусов и запросов самых изысканных модниц.  

Наша школа  адаптивная, то есть в ней есть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических способностей и склонностей.  Во главу угла адаптивная школа ставит физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье учащихся.  Мы строим школу,  исходя из имеющихся  на селе социокультурных и педагогических условий. Как мы сказали выше , сельская школа изначально неоднородна: это и гимназия, и лицей, и коррекционно-развивающее учебное заведение. Все девиантные во всех отношениях дети идут рука об руку. Рядом с одаренными детьми дети, нуждающиеся в реабилитационном пространстве. И все мы оказались в  современных условиях модернизации образования. Авторские программы, организация дополнительных образовательных дисциплин  позволяют вести обучение  в соответствии с  интересами, желаниями детей. Спектр образовательных услуг в Авзянской школе определяется не только решениями педагогического коллектива, здесь реально учитываются желания детей и их родителей, серьезно диагностируются индивидуальные особенности каждого ребенка. Это позволяет создать нужную развивающую среду, выбрать индивидуальную образовательную траекторию каждого обучающегося.

Не упустить  решение проблемы духовно-нравственного становления  детей, подготовить их к самостоятельной жизни, оказать им помощь в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создать условия для самореализации призвана наша школа русской национальной культуры  на основе общечеловеческих и отечественных ценностей. Отечественные традиции - одна из основ обновления содержания и структуры воспитания. Мы с удовольствием   рассказываем, какие возможности использованы нами для возвращения в образовательное пространство традиционной культуры, народных воззрений, национальных  особенностей, в том числе и православных,  которые являются содержанием, средством и условием духовно-нравственного становления личности. Рассказываем  и показываем на примере школы с русским этнокультурным компонентом,  школы, которую создали мы в глубинке Республики Башкортостан, в Белорецком поселке Верхний Авзян и которая уверенно заявила о себе далеко за её пределами.

Внимательный читатель уже заметил, что в заглавии стоит один автор, а  изложение  идет от лица коллективного субъекта «мы». Это не просто авторское «мы». Это признание роли коллектива единомышленников, ищущих, творческих педагогов, каждодневно совершающих высокий нравственный подвиг. Ибо наш проект - «Русская школа» - не может принадлежать одному автору. Только все вместе, внедряя  традиции народной педагогики, вплотную связанной с православной культурой, мы можем достичь поставленных целей.

Поскольку мы не можем  ввести в образовательный стандарт особые предметы, которые служили бы достижению  целей, а также изменить содержание имеющихся предметов, тема духовного воспитания прослеживается  на всех уроках и во внеклассной работе. Духовно -нравственное формирование ребенка не допускает  модную ныне электику. Избежать фрагментарности, мозаичности мы можем лишь, исповедуя системный подход, как это практикуется в школе русской национальной культуры села Верхний Авзян.

Духовно-нравственное воспитание лежит в основе многих дисциплин, начиная с уроков литературы. Духовные начала, поиски смысла жизни, душевные терзания заложены в основе большинства  литературных произведений. Найти правильные пути вслед или вопреки литературным героям и персонажам -  задача совместной деятельности учителя и ученика. Только духовно-богатый, неравнодушный,  ищущий, любящий  педагог способен решить такую задачу. А задача директора -  сплотить такой педагогический коллектив, не боясь затмения собственной индивидуальности более профессиональными коллегами.

Уроки литературы - бесспорно основной фундамент духовно-нравственного развития личности. Однако ищущий педагог любой школьной дисциплины  найдет возможности положить свой кирпичик в этот фундамент.  Теперь никого не удивляет появление на уроках физики, скажем, ансамбля  ложкарей, при изучении темы «Физические явления в русских народных пословицах, поговорках, приметах»,  а проведение уроков химии, например, в школьном музее. Химия- наука интересная, но не всем доступная,  учителю приходится приложить немало усилий, чтобы поддержать интерес к этому предмету. Ведь далеко не все станут химиками, а вот выпустить из школы человека с определенными духовными качествами, гораздо важнее. В школе давно работает музей, который хранит память об истории Авзяна, о людях, прославивших свой родной край. Этот духовный родник использует  учитель химии Полецкая О. Г.  Обучающиеся на уроках химии и внеурочной деятельности разработали проект « Сборник традиционных задач  по химии с нетрадиционными данными»  Решать их интересно, познавательно. Заглянув в него,  читаем:

 Задача1

В школьном музее можно увидеть много интересных старинных предметов домашней утвари: вот, например, мы видим на столе медный самовар, самая необходимая вещь крестьянского быта. Его масса 2 кг 200 г. Рассчитайте, сколько кг медной руды CuS с 20% примесей, понадобится для получения меди и изготовления этого самовара.

Задача 15

Перед вами  Кузнецовский фарфор: супница и тарелка, которым около 100 лет. Изготовлены они из белой глины, известнейшим в то время заводом Кузнецова. Сколько глины нужно было переработать для изготовления 1 столового сервиза, если супница весит 800 г, а тарелка 200 г. Всего в сервизе 12 тарелок, а при обжиге теряется до 18% веса глины…

Задача 33

Для достижения нужной температуры в плавильных печах Авзяно-Петровского завода использовали древесный уголь, который получали из березового сырья. Рассчитайте, сколько древесины необходимо подвергнуть пиролизу угольщиком, если на 1 плавку нужно было 60 кгугля, а выход его составлял 30% от исходной древесины.

Задача38

Д.И. Менделеев, побывавший на Комаровском месторождении, определил состав добываемой руды: это бурый железняк с окислами марганца. В 1960 году, согласно летописи поселка, объем продукции Авзяно-Петровского завода составлял  43 688 пудов железа. Рассчитайте, сколько кг железной руды нужно было для этого переплавить, если выход железа составляет 80 % от теоретически возможного.

И так от экспоната к экспонату. Всего в сборнике 56 задач.

Чувство собственной причастности к истории, понимание того,  что ты рожден на этой земле, в этом конкретном месте, а значит, не случайно.   Это  место жизни твоих отцов – Отчизна. На этой земле ты рожден, это и есть твоя родина.  Род твой здесь глубоко пустил корни. И ты осознаешь это, даже решая задачи по химии. В этом  мы видим истоки патриотизма.

С детства знакомый лозунг - «В здоровом теле – здоровый дух» побуждает педагогический коллектив находить способы сбережения как духовного, так и телесного здоровья обучающихся. Анализируя современную действительность, невольно приходишь к выводу: самые выносливые из всех слоев населения нашей страны-дети! Только у них нет двух выходных дней на неделе! Исправляя эту чудовищную несправедливость, мы не только ввели пятидневную учебную неделю, но и стараемся делать все возможное, чтобы вернуть детям детство - босоногое, с прятками, пятнашками, городками, лаптой...  Для того и  строим процесс образования в школе на основах народной педагогики. Организовав летнюю экспедицию к собственным родителям, бабушкам, дедушкам, мы с ребятами записали и разучили множество игр. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга:  «Догонялки», «Клошки», «Салки», «Выручалы», «Третий лишний»; более сложные игры с достижением каких-то целей.

Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений. Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Приучают гордо, стойко и незаметно для чужих глаз переносить боль  от рискованных падений и ушибов. Мы не  ставим перед собой задачу,  во что бы то ни стало всех вернуть в старину.  Но если сидению за компьютером или у телевизора подросток предпочтет часок другой побегать за приятелем в условиях свежего воздуха, то это уже стоит того, что потрачены силы и время на создание архива русских народных игр в спортивном комплексе «Добрыня».  Всего в архиве собрано более 40 игр, к многим из них изготовлен инвентарь с помощью старшеклассников и преподавателей  в школьных мастерских. Богатырские забавы, зимние и летние виды подвижных  игр являются основой  многих спортивно-оздоровительных мероприятий. А параллельно ребята с удовольствием занимаются боксом, борьбой, волейболом, футболом, баскетболом. Спортивный комплекс «Добрыня», построенный совсем не давно,  до глубокого вечера не гасит окон, являясь центром физического развития и здоровьесбережения обучающихся. В День Казанской иконы Божьей Матери в спорткомплексе Добрыня проходит юношеский турнир  по боксу, а на спортивной площади настоящие русские забавы из народных игр. Справедливости ради надо сказать, записав пунктом программы строительство физкультурного  комплекса, мы слабо верили, что в столь сложное время, сможем стать   участниками и свидетелями воплощения этой идеи. Стали, потому что привыкли быть чуточку впереди. И имя придумали доброе,   русское: «Добрыня», как во многих начинаниях после продолжительных поисков и обсуждений.

Ведущее значение в реализации программы русской школы по формированию духовно-богатой личности,  имеют уроки музыки, благотворно влияющие и на гражданско –патриотическое становление юных граждан. Всем известно магическое влияние музыки на внутреннее душевное состояние. От того, какие песни поют наши дети, какие мелодии и мотивы оказывают влияние на их формирующееся сознание, зависит в конечном итоге результат. Уроки-праздники, уроки – концерты, с хороводами, сольным исполнением, звучанием музыки духовной, патриотической  нередки в этой  русской школе.  Поисково-исследовательская деятельность школьников и педагогов позволила возродить и сохранить многие варианты известных песен, и песен, звучавших в далеком прошлом, красивых, распевных, как сама русская речь. Так, поиски забытых песен, дополнили известный текст песни «Солдатушки, браво, ребятушки», еще одной строфой:

Солдатушки, браво ребятушки, а кто ваша слава?

Наша слава - Русская Держава, вот кто наша слава!

Солдатушки, браво ребятушки, а кто вам родная?

Нам родная –наша Русь Святая, вот кто нам родная!

Песни не являются прерогативой только уроков музыки. Изучая школьные предметы различного цикла, учащиеся опираются на песенное творчество народа, дошедшее до нас из глубины веков. Поют ученики, их родители, педагоги. Мастер-класс, подготовленный учителем литературы О.И. Петровой, который так и называется « Есть сила благодатная в созвучье слов живых…: народная песня как дидактический материал на уроках русского языка и литературы», представленный на республиканской конференции, получил самую высокую оценку коллег. В  одном из выпусков школьной газеты «НАРОДный вестник», ученица 9 класса Ольга Аверьянова написала: «… Здорово, что есть такие добрые школьники, учителя, заботящиеся о приятном для других, любящие нас, как своих собственных детей. Прекрасно, что есть наша родная, Верхнеавзянская школа, которую мы очень любим, и ценим!  Нужно просто благодарить Бога за то, что он даровал людям великое, неземное чувство – ЛЮБОВЬ! Благодарить и хранить это великое чувство». Мы согласны с тобой, милая девочка, и сделаем всё возможное, что бы его сохранить.

 «Какой русский не любит быстрой езды!» А чтобы она стала еще и безопасной, открыта школа в школе -  автошкола. Очень популярна она, дающая первую путевку во взрослую жизнь, среди родителей и учащихся. Юноши, а зачастую, и девушки выходят из школы с водительскими удостоверениями категории «С», все желающие - категории «В». Миллионный грант,   позволил увеличить автопарк школы - в нем теперь красуется еще один  учебный автомобиль.  Получив удостоверение профессионального водителя, выпускник уверенно чувствует себя в новой жизни, он готов к защите Отечества, он имеет уже путевку в жизнь. Считаем, что этот образовательный аспект способствует гражданскому становлению личности, это гордость  школы. Уверены, он полноценно сможет вместиться в новые федеральные государственные образовательные стандарты, тем более, что качество подготовки водителей говорит само за себя. Глубокое изучение устройства автомобиля, изучение правил безопасного дорожного движения, мастерский подход к обучению вождению автомобиля – все это  включают программы уроков технологии и дополнительного образования. Не  лишним будет отметить, что данная сфера деятельности также легла в основу семейного воспитания.  Чарующая картина: мать и дочь-выпускница сидят за одним  учебным автомобилем, постигая сложную науку вождения, и соревнуются в знании правил безопасности дорожного движения. А  вместе с  ними молодые педагоги, многие из которых так же прошли обучение вождению  автомобиля, не отходя от рабочего места. Директором проделана огромная работа, для получения лицензии на право ведения подготовки водителей, результат оправдал старания. Вместе с педагогами, родителями, учениками  я села за парту автокласса, прошла полный курс обучения, получила со всеми вместе водительское удостоверение, и без малого полувековой жизненный стаж не стал для этого помехой.   Благодаря столь уникальным возможностям школы, происходит сближение,  единение поколений,  и  педагогика сотрудничества в действии. Какие бы подходы и технологии не  использовались, в основе образовательного процесса лежит сотрудничество учителя, ученика, родителей и, позволю себе добавить, директора.

Внеурочная деятельность  играет связующую роль в проекте  русской школы. Классные часы, проводимые классными руководителями, нацелены на воспитание трудолюбия, любви к родному краю. Часто они проходят  за пределами школы: в парке, в лесу, на берегу реки. Дети не только рассуждают о прекрасном, любуются природой, но и сажают лес, очищают родники и берега рек от мусора, наводя порядок на планете.  Экология микрорайонов перетекает   в экологию души. Воспитательные задачи решаются  во всем образовательном процессе, что закреплено в адаптированных рабочих программах каждого учителя. 

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

 

  В самом центре села Верхний Авзян на двух высоких холмах,  отражаясь в зеркале пруда и возвышаясь над всем окружающим,  стоят  два храма: православный храм Казанской Божьей Матери и храм «разумного, доброго, вечного» –  школа русской национальной культуры. В основе их создания  – основоположник «Общества вспомосуществования» Дмитрий Бенардаки.  Их объединяют общие цели: формирование души  человеческой, борьба за ее спасение. Научить жить по совести, по заповедям Божьим, научить прощать, любить,  не щадить живота своего за Родину, защищать слабого, беречь и преумножать богатства природные, созидать, не разрушая – вот не полный перечень задач, решаемых служителями этих храмов. Мы коллеги по целям и задачам. Объединить силы в достижении этих целей пришла пора, потому с энтузиазмом и готовностью   введен  в школе курс «Основы   православной культуры». И далеко –далеко разносится колокольный звон, по существующему поверью он и душевные и телесные  недуги лечит в радиусе аж 20 километров.

            Пока на селе живы церковь и школа – село будет жить, а принципы «вспомосуществования» глубоко легли в основу отношений между школой и церковью еще в далекие годы возрождения духовности в России вместе с возрождением храмов. Именно тогда в плане работы школы появился раздел: знакомство с историей Православия, а педагогический  коллектив школы принял действенное участие в возвращении храма верующим. Теперь это сотрудничество продолжается и выражено оно, прежде всего, во взаимопомощи друг другу. В  совместной деятельности проведена большая поисково-исследовательская работа.  Организатором этой работы   выступил школьный музей под  руководством Т.Г.Прохоровой, учителя истории  высшей категории. Не последнюю роль в возрождении традиций играют школьные музеи. И такой музей появился в школе благодаря  нашей совместной деятельности.

            Моя собственная увлечённость музеями подсказала первые шаги в этом направлении. За неимением площади открыли основной зал музея в кабинете истории. Это было как говорят в народе -попадание в яблочко. Руководитель музея, умело организовала вокруг себя увлеченных историей, краеведением, исследовательской работой людей разных поколений, объединив их в совет музея.  Деятельность музея определилась сама собой: экскурсии, тематические лекции, сбор материалов, опросы населения села, экспедиции. Вся исследовательская работа музея идеально вписывается  в изучение курса истории России: школьники готовили доклады на учебные темы, писали рефераты и сочинения, готовились к олимпиадам различного уровня  и  итоговой аттестации, плавно перешедшей к новой форме ЕГЭ. Результаты на лицо: обучающиеся -победители районных, призеры республиканских олимпиад, ученических  НПК, конкурсов. Учитель- победитель конкурса лучших учителей России  в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

            Спектр краеведческих изысканий оказался весьма разнообразным: от названий районов села до народных промыслов. Но постепенно выделилась тема, объединившая в своей значимости всех юных краеведов. История села, начавшаяся с постройки Верхне - Авзяно-Петровского завода воссоздана в серьезных изданиях, ей посвящено немало дипломных и курсовых работ. А с чего начиналось любое поселение, тем более  в XVIII в.?  С кладбища и церкви. Вот история храма с. Верхний Авзян и стала главным объектом исследования. Работая над этой темой, мы больше узнали о своих корнях, прикоснулись  к истокам.

         В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре. Возрождаются  народные праздники.

    При праздновании различных календарных и тематических праздников творчеству педагогов и ребят, нет предела. Здесь и русские народны песни и народные игры, и обряды.

        В условиях школы уже стало традиционным проведение народных фольклорных праздников (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха). Но самым ярким самым насыщенным праздником становится Престольный праздник Храма Иконы Казанской Божьей Матери 21 июля. Этот день известен в народе как Казанская.  Подготовка к празднованию начинается за долго  до этого дня. Составляется план проведения праздника, готовятся поделки, сувениры,   разрабатывается сценарий, проводятся репетиции. И не беда, что на дворе лето, каникулы, как отмечалось выше, процесс духовно-нравственного воспитания не терпит пустоты.  В  школе каникулы, но в храме-то каникул не бывает! А как не помочь храму приодеться принарядиться ко Дню своего рождения? Стоит он,  красавец, в центре села, ждет помощи от всех, кто может её оказать, и приходит помощь, и возрождается храм. День этот выливается в красивый волнующий праздник с заутренним водосвятным молебном, крестным ходом, с большой народной культурной программой, с ярмаркой народных изделий, с уникальным фестивалем пирогов! Со всех властей понаедет гостей в этот замечательный день! Для каждого найдется занятие по душе. И фейерверк ровно в полночь гармонично обрамляет этот особенный день. Паломники с вечера приезжают к Храму и в палатках пережидают ночь.  Водосвятный молебен – торжественное и волнующее начало праздника. Крестный  ход, равного которому трудно найти, объединяет светское и религиозное начало праздника. Симфония властей, единение народа, сплочение светского и духовного-ярчайший результат этого Престольного Праздника в селе Верхний Авзян, вышедшего  далеко за пределы республики.

Мы предусмотрели в нашей системе образования  ряд взаимосвязанных  компонентов. Во-первых, это уроки с русским этнокультурным компонентом по всем школьным дисциплинам. Во-вторых, это система внеклассных мероприятий, центральным началом которых выступают традиции русской жизни, русской культуры, в том числе – православной. В-третьих, это постоянная «подпитка» исторической памяти школьника приобщением «и к памяти, и к славе» и своего великого Отечества – России, и своей малой родины – Белоречья (села Верхний Авзян), что осуществляется в разных видах работы школьного музея с учащимися. Истоки духовного возрождения России и родного края начинаются в школе, а значит, и система обучения и воспитания должна вместить духовные начала, чему  способствует  введение   основ религиозных культур.   А наша  подлинно русская школа стремится  формировать в душе юного человека те качества, которые в прежние времена   отличали русский характер: патриотизм, открытость, доброту, трудолюбие, умение сострадать, благородство, великодушие, милосердие. Именно человек такого склада с таким характером способен создавать всевозможные «Общества вспомосуществования нуждающимся…»,  восстанавливать,  строить,  созидать и  всегда «потщиться на делать всякие добрые дела». Разработав Программу развития русской  школы, апробировав её в  рамках российской и республиканской комплексных экспериментальных площадок, мы готовы делиться опытом своей работы. Проводим семинары, конференции,  педагогические чтения на районном республиканском   и российском уровне.  Имеем публикации в разных изданиях. Эта работа  отвечает той же задаче.  

Оставить комментарий

Комментарии: 0