Общественный помощник Уполномоченного

по правам ребенка в Республике Башкортостан

по муниципальному району Белорецкий район

Коновалова Е.В.

проводит прием каждыйт понедельник 

с 10.00 часов до 12.00 часов по телефонной линии

8 (34792) 3-32-18

01. 09.2016г.

В 2016-2017 учебном году 6 классы входят в зону ФГОС основного общего образования. Учебный планы утверждены.  

Должностные обязанности педагога МОБУ СОШ с. В-Авзян в условиях ФГОС  НОО

 

Информация о материально-техническом обеспечении ФГОС

наим каб

Кабинеты начальных классов

номер

14

МТБ

Компьютер с выходом в интернет             Проектор

Интерактивная доска

Телевизор

DVD

Экран на штативе

кол.

4

4

3

2

2

1

кл рук

Авдеева Н.В.

Кваснина Т.Н.

Серёгина О.П.

Барменкова Т.А

Волкова С.Г

 

 

 

 

ФГОС

Внедрение ФГОС второго поколения на ступени   

начального общего образования, переход на ступень основного общего образования.

Наша школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.

Приоритетной целью современного  образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы учат детей творчеству, воспитывают в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

С 1 сентября 2011 года МОБУ СОШ с. В-Авзян, перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Перед этим была проведена большая подготовительная работа.

Программа введения ФГОС ООП НОО содержит следующие направления:

·         Нормативно – правовое обеспечение

·         Организационное

·         Кадровое

·         Информационная деятельность

·         Материально-техническое обеспечение

На первом этапе, в феврале 2011 года, в соответствии с приказом директора школы, был создан Совет по введению ФГОС нового поколения, была сформирована рабочая группа в целях  обеспечения эффективного введения  ФГОС второго поколения.

В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:

1.      изучение методических материалов ФГОС второго поколения;

2.      разработка основной образовательной программы начального общего образования;

3.      разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;

4.      разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

5.      ознакомление с ФГОС второго поколения родителей (законных представителей) будущих первоклассников; обсуждение ФГОС с родителями (законными представителями);

6.      изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;

7.      разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;

8.      создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность педагогов;

9.      обеспечение педагогов информационным, научно-методическим сопровождением процесса формирования УУД и методическими рекомендациями по развитию компетентности педагога.

Проанализировав наиболее перспективные УМК, отвечающие требованиям нового ФГОС, учителя начальной школы (предварительно обсудив с родителями (законными представителями) будущих первоклассников), остановились на УМК «Школа России». Эти УМК ориентируют на инновационную деятельность, реализуют системно-деятельностный подход.

Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:

         дополнена нормативно-правовая база школы  локальными актами;

         учителями изучены материалы по федеральному государственному стандарту второго поколения:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

-  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. М.: Просвещение, 2010;

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008;

-  Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010;

o       Оценка достижения планируемых результатов начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.

         на родительских собраниях будущих первоклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения;

         открыто информационное пространство: на сайте школы  была опубликована информация о внедрении ФГОС НОО, она же была представлена на стенде в самом образовательном учреждении;

         совместно с родителями будущих первоклассников определены образовательные системы для реализации ООП НОО: в 1а,б классах – «Школа России»;

         проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время;

         скорректирован план методической работы методического объединения учителей начальных классов, основная деятельность ее направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения на I ступени начального общего образования и разработку программ.

Второй этап

На этом этапе были решены следующие задачи:

         изданы приказы по школе «О назначении ответственного ФГОС НОО в 2011/2012 учебном году» от 30.05.2011 № 73, «О создании рабочей группы по внедрению ФГОС НОО в 2011/2012 учебном году» от 09.06.2011г. № 78;

         заключён договор о предоставлении начального общего образования МОБУ СОШ с.В-Авзян –родители.

         разработана Программа внеурочной деятельности на ступени начального общего образования; на ее основе организована внеурочная деятельность обучающихся с учётом пожеланий родителей первоклассников. Внеурочная  деятельность реализуется   с учётом валеологических требований к проведению внеурочных мероприятий – с соблюдением динамической паузы (40 минут) между учебными занятиями по расписанию, организуется внеурочная деятельность оптимизационным методом, с привлечением имеющихся в школе штатных единиц: муз. руководитель, (А.И. Кондратьев), тренеры –преподаватели (М.А. Серегин, В.А. Клюев), учитель-логопед (Е.Н. Горбатова), школьный фельдшер ( Аверьянова О.В), библиотекарь (И.Н Зеркина). В организации «внеурочки» заняты педагоги дополнительного образования, детская музыкальная школа с. В-Авзян, с которой заключен договор.

         проведена стартовая диагностика обучающихся с целью организации личностно ориентированного обучения и прогнозирования планируемых результатов к концу первого года обучения;

         разработаны планы развития учебных кабинетов с учетом новых требований в формате новых образовательных стандартов;

         приобретена необходимая научно-практическая литература.

 

Третий этап – реализация ООП НОО, Программы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:

         осуществляется постоянная методическая поддержка учителям начальных классов по внедрению ФГОС;

         учителя стали слушателями семинаров в ГАОУ ДПО Институт развития образования РБ по темам: «Особенности проектирования, анализа современного урока и внеурочного мероприятия в условиях реализации требований ФГОС НОО нового поколения»  11 и 12 января 2012г., «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования» 13 и 14 июня 2012 г.;

         все учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации по изучению и внедрению ФГОС.

         Четыре  учителя дали открытые проблемно- диалогические уроки с целью повышения качества современного образовательного процесса;

         тремя преподавателями показаны мастер-классы по теме: «Качественный урок – главный элемент эффективного обучения при переходе на стандарты нового поколения»;

         проводится просветительская работа с родителями, родители –непосредственные участники в процессе обучения детей в рамках ФГОС;

          в рамках реализации Программы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования, Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни проведены беседы на родительских собраниях классными руководителями по темам: «Режим дня первоклассника»; «Питание младшего школьника»; «Рабочее место первоклассника»;  на родительских лекториях освещены темы: «О необходимости соблюдения режима питания и режима дня первоклассником»; «Семейный досуг в формировании культуры и здорового образа жизни младшего школьника»;

         на родительских собраниях рассмотрены проблемные вопросы: роль безотметочной системы обучения в личностном развитии обучающегося; роль родителей в развитии мотивации к обучению ребёнка; о роли участия родителей во внеурочной деятельности школы и т.д.; на каждом родительском собрании демонстрируются результаты урочной и внеурочной деятельности – творческие работы первоклассников, групповые, индивидуальные  проекты обучающихся, совместные семейные проекты.

         при активном участии родителей обучающихся 1 классов созданы Портфолио учащихся;

         проведены мероприятия: конкурсы: «Самый красивый почерк», «Самая аккуратная пропись», иллюстрация к русским народным сказкам; олимпиада для первоклассников по математике, школьный и городской конкурсы чтецов, городской конкурс рисунков «Мой родной город», экскурсии в Краеведческий музей;

         выполнены проекты: «Моя семья», «Весна идет, и грипп несёт», «Птицы весной» и др.

         укреплена материально-техническая база: приобретены проекторы, все преподаватели снабжены ПК,  озеленение классных комнат.

         проведены промежуточная и итоговая диагностики для определения универсальных учебных действий обучающихся с целью анализа личностно ориентированного обучения и планирования дальнейшей работы во втором классе.

Первые результаты по реализации ФГОС нового поколения :

         опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;

         введение часов на внеурочную деятельность обучающихся увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг;

         много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;

         наблюдения за первоклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;

         наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют: учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.

 

Эффективность внедрения ФГОС оценивается   результатом диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся .

 

п/п

Год проведения

Класс

Кол-во

учащихся

Показатель уровня выполнения

Повышенный

Базовый

Ниже базового

1.

2011

1

16

13(81,3)

3(18,8)

0

2

2012

2

16

12 (75%)

4 (25%)

0

3

2013

3

17

2(11,8)

13(76,5)

2(11,8)

4

2014

4

17

1(5,9%)

12(70,6%)

4(23,5%)

 5

 2015г

 5

 17

 2

 14

 1

 6

 2016

 6

16

 3

 13

 0

 

Цель данной диагностики – изучение и оценка уровня сформированности некоторых универсальных учебных действий, предусмотренных в новых федеральных государственных образовательных стандартах.

Предварительные показатели  внедрения ФГОС

         Процент педагогов начальных классов, готовых к внедрению ФГОС - 100%.

         Оборудование кабинетов начальной школы мультимедийными проекторами -90%

         Готовность школы к охвату школьников внеурочной деятельностью- 80%.

         Охват учащихся 1-х классов организованным горячим питанием  - 100%.

         Оценка родителей деятельности школы по реализации ФГОС второго поколения – удовлетворительная (данные анкет).

         Дополнительные занятия во внеурочное время  родители оценивают как возможность развития творческих способностей детей.

Проблемы обеспечения введения ФГОС начального общего образования.

         Недостаточное количество финансовых средств для улучшения материально-технической базы, отсутствие игровых комнат, комнат для отдыха, недостаточно электронных образовательных ресурсов. .

Возможности:

         Формирование у всех участников образовательного процесса базовых знаний и умений в области изучения концептуальных основ ФГОС.

         Организация занятости детей во внеурочное время, что позволяет развиваться талантам. учащиеся 1а и 1б класса участвуют  в городском конкурсе чтецов,  в городском конкурсе рисунков «Мой край родной». Ученики 2 класса Авдеева Люба и Серёгин Макарий  заняли 2 и 3 место  в республиканском  музыкальном конкурсе «Живая нить традиций». Сближение школы и общественности. Участие в социально-значимых проектах, встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий. Проводятся спортивные   соревнования совместно с родителями, а 26 сентября завершен совместный проект «Осенины», большим праздником, с огромным выставочным материалом проекта, совместно с родителями и педагогом дополнительного образования Алексеевой Е.А.

В 2014-2015 учебном году  была проделана следующая работа:

1. Нормативно- правовое обеспечение

·         Составлен план - график по реализации ФГОС на 2015-2016 учебный год.

·         Внесены изменения в ООП НОО.

·         Утверждены рабочие программы, учебный план.

·         Сформирован и утверждён список учебников.

·         Составлен план внутришкольного контроля по реализации ФГОС.

·         Утверждена модель внеурочной деятельности.(оптимизационная )

·         Изданы соответствующие приказы.

2. Организационное обеспечение

Разработана программа внеурочной деятельности на ступени начального общего образования; на ее основе организована внеурочная деятельность учащихся с учётом пожеланий родителей учащихся . В реализации внеурочной деятельности принимали участие учителя и педагоги дополнительного образования. Она осуществлялась по направлениям:

1.      Спортивно-оздоровительное  – предназначено для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к спорту.

2.      Духовно-нравственное («Азбука живой природы») – способствует формированию навыков общения и культуры поведения учащихся, развитию и совершенствованию их нравственных качеств, ориентации на общечеловеческие ценности.

3.      Художественно – эстетическое (изо-студия, хор, игра на народных инструментах, театральная студия) – даёт возможность детям проявить себя,  творчески раскрыться в области различных видов искусства.

4.      Общеинтеллектуальное («Юные умники и умницы», проектная деятельность «Я – исследователь», «Лего-конструирование») – для раскрытия и реализации познавательных способностей учащихся.

5.      Социальное («Хочу быть успешным» «Народоведение»- история народов Росии) – способствует становлению и развитию личности, выработке чувства ответственности и уверенности в своих силах.

 

3. Кадровое и научно-методическое обеспечение реализации ФГОС

Работать в новых условиях сможет только современный, информационно-грамотный учитель. В целях этого:

·         учителя стали слушателями семинаров в ГАОУ ДПО Институт развития образования РБ по темам: «Особенности проектирования, анализа современного урока и внеурочного мероприятия в условиях реализации требований ФГОС НОО нового поколения» и «Формирование универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования» в январе и мае;

·        Педагоги среднего звена  прошли курсы повышения квалификации с целью  внедрения ФГОС в основной школе . ( 5 класс в 2015-2016 уч.году)

·         3  учителя   руководили практикой  студентов БПK, давали открытые уроки;

·         тремя преподавателями показаны мастер-классы по теме: «Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов».

Методическое сопровождение введения ФГОС  осуществлялось в рамках следующих мероприятий:

·         прошли заседания школьного методического объединения учителей начальных классов;

·         проведены мониторинги 1-классников (готовности к обучению по ФГОС, промежуточный и итоговый мониторинг);

·         входящая и итоговая диагностика в 5-х классах,

·         проведены анализы по результатам диагностики учащихся 1-х - 4-х классов;

·         педагогами продолжена работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших школьников.

4.Информационное обеспечение реализации ФГОС

С целью информирования родителей проведены общешкольные и классные родительские собрания в первых классах:

·         «Особенности организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС НОО»

·         «Результаты диагностики готовности первоклассников к обучению в школе. Безотметочное обучение в контексте ФГОС НОО»;

·         «УУД как основа результатов реализации ФГОС НОО. Роль родителей в формировании УУД у первоклассников»;

·         «Итоги обучения по ФГОС НОО за первое полугодие и задачи на второе полугодие»;

·         «Мониторинг планируемых результатов обучения по ФГОС НОО в 1-х классах»;

·         «Итоги обучения в 1-м классе. Особенности обучения по ФГОС НОО во 2-4 классах».

Проведены родительские собрания для родителей второклассников по темам:

·         «УУД – проблемы формирования. Метапредметные результаты»;

·         «Итоги обучения по ФГОС НОО за первое полугодие и задачи на второе полугодие»;

·         «Мониторинг планируемых результатов обучения по ФГОС НОО в 4-м классе»;

·         «Итоги обучения во 4-м классе. Особенности обучения по ФГОС НОО в 5-ем классе».

При участии родителей учащихся 1х классов были созданы Портфолио детей, продолжилась работа над Портфолио учащихся вторых , третьих, 4  классов

Обновлена информация по ФГОС, размещённая на школьном стенде и сайте школы.

5.Материально–техническое обеспечение перехода на ФГОС

При организации обучения используются учебно-методические комплексы «Школа России». Все учащиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки, имеются электронные образовательные ресурсы. 3 кабинета оснащены электронными досками, в остальные кабинеты приобретены проекторы. Для эффективной организации учебной деятельности в рамках ФГОС  учителям предоставлены ноутбуки.

Организован доступ к Интернету, все кабинеты подключены к локальной школьной сети. Доступ к небезопасным сайтам ограничен фильтром безопасности.

 

Выводы по итогам реализации ООП НОО 2014-2015 учебного года:

Первые результаты внедрения ФГОС показали, что концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника в соответствии с ФГОС, востребованы педагогами ОУ.

Отмечаются следующие тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:

·         положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);

·         использование учителями в работе  современных образовательных технологий;

·         ориентация учителей  на организацию здоровьесберегающей среды;

·         осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения

возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами

положительное отношение родителей учащихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.

В течение года проводилась работа по формированию УУД у учащихся 1-х - 4-х классов. Организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных и личностных результатов освоения младшими школьниками ООП через комплексные диагностические работы. 

Итоговые работы за 1-й класс выполнили все учащиеся. Результаты стартовой, промежуточной и итоговой диагностики (в форме комплексной письменной работы) показали, что у большинства учащихся 1-х классов сформированы основные умения (навык чтения, умение работать с текстом, выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

По результатам анализа стартовой и итоговой диагностики универсальных учебных действий второклассников в среднем по школе учащиеся имеют базовый уровень развития УУД.

По результатам стартовой диагностики можно сделать вывод о положительной динамике развития универсальных учебных действий учащихся 2-4 -х классов, что является результатом грамотно выстроенного учебного процесса учителями этих  классов.

Большинство учащихся получили наивысшие баллы при выполнении заданий, проверяющие познавательные и коммуникативные УУД.

Многие  учащиеся  научились строить свое поведение  и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию действий.

Таким образом, развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностных и познавательных сфер ребенка.

Много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов.

Наблюдения за первоклассниками,  второклассниками,  третьеклассниками и выпускниками начальной школы  при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке. Развивается культура речи, увеличивается запас слов.

Наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют: учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами. ФГОС уверенно занимают позиции в общем процессе образования, в этом учебном( 2015-2016) году начинается  переход к ФГОС на ступени основного общего образования. ( 5 классы)

 

ФГОС среднего (полного) общего образования с 2013 г. (2020 г.)
Вступает в силу по истечению 10 дней после дня официального публикования.

Реформа образования: обязательными для изучения в старших классах оставят 6 предметов.

Разработан федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для старшеклассников. 
Одной из его новелл является введение профильного образования. Теперь школьники смогут выбрать, по какому из профилей им обучаться: естественно-научному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому или универсальному. 
В рамках каждого из них изучается 9-10 дисциплин. При этом 6 предметов обязательны. Это "Русский язык и литература", "Иностранный язык", "Математика: алгебра и начало математического анализа, геометрия", "История" (та же "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности". Остальные 3-4 предмета ученики могут выбрать. При этом в рамках каждого профиля необходимо изучить хотя бы по 1 дисциплине из каждой обязательной предметной области (их перечень установлен ФГОС). 
Кроме того, вводится 2-уровневая система изучения предметов. Это еще одно новшество российского образования. Так, практически все предметы можно изучить базово или углубленно. При этом 3-4 профильные дисциплины осваиваются углубленно (это не касается универсального профиля). 
Вместе с тем ученик может выбрать и другие дополнительные предметы. Например, такие как "Астрономия", "Психология", "Дизайн" и пр. (в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения). 
Максимальное число учебных занятий - не более 37 часов в неделю. 
Еще одной новеллой является индивидуальный проект, который каждый школьник должен выполнить под руководством своего наставника (тьютора). Срок - 1-2 года. Проект готовится по 1 или нескольким предметам в познавательной, практической, художественно-творческой или иной области деятельности. В результате должны получиться завершенное исследование или разработанный проект (инженерный, конструкторский, инновационный, социальный и т. д.). 
Согласно ФГОС всем 11-классникам кроме математики и русского языка и литературы также в обязательном порядке придется сдавать ЕГЭ по иностранному языку. 
На основе ФГОС школы/лицеи/гимназии должны будут разработать (с привлечением органов местного самоуправления) свои основные общеобразовательные программы. Последние должны состоять из 2 частей - обязательной и "произвольной" (соотношение - 2 к 1) и 3-х разделов - целевого, содержательного и организационного. 
Приведены и иные требования к программам. 


ФГОС добровольно можно применять уже с 1 сентября 2013 г. Повсеместно стандарт будет введен с 1 сентября 2020 г. 
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июня 2012 г. Регистрационный № 24480.


Рецензия информационно-правового портала Гарант